Оглавление:
Является ли скрытая аудиозапись доказательством в суде: судебная практика РФ
За незаконный же сбор сведений за спиной гражданина, а также за нарушение тайны телефонных разговоров и/или иных сообщений, правонарушителям грозит уголовная ответственность. Согласно ч 1 ст 137 и ч 1 ст 138 УК РФ, дело может закончиться 2-мя годами лишения свободы . Именно поэтому многие суды настаивают: о проведении соответствующей записи необходимо в обязательном порядке уведомить собеседника (так, чтобы это было слышно на фонограмме).
Тогда ее еще возможно использовать в суде в качестве доказательства (в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 27 февраля 2015 г. по делу № А43-32610/2014 такой подход как раз наглядно продемонстрирован).
Однако в некоторых судебных процессах аудиозаписи, полученные без согласия ее участника или участников, все-таки принимаются к рассмотрению в качестве доказательства (примером может служить ситуация, нашедшая отражение в апелляционном определении СК по гражданским делам ВС Республики Карелия от 12 августа 2023 г.
Что является доказательством в суде
Прежде всего стоит отметить, что доказательствами являются различные факты, данные, с помощью которых судья или другое должностное лицо может установить факт административного правонарушения, а также виновность гражданина, который привлекается за административное правонарушение.
Доказательствами являются и документы, которые имеют отношение к конкретному правонарушению. При этом, особые споры возникали при вопросе отнесения к доказательствам видео и фото, которые предоставлялись.
Хотя законом предусмотрено, что и фото, и видеосъемка могут быть таковыми документами.
Речь идет о ФЗ от 26.04.2023 N 114-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обязательности отнесения материалов фото и киносъемки, звуко и видеозаписи к доказательствам по делу об административном правонарушении».
По какой-то причине заявительница решила, что платить кредиты за шмот, который стоит в квартире у чужого теперь дяди — это как-то обидно и неправильно, и ее интересовал вопрос — а что с этим делать, как вернуть вещи или деньги? Вот тут стопроцентное попадалово для истицы. Надо понимать, что суд по гражданским делам — это вам не уголовное дело.
По гражданским делам никто следствие проводить не будет, соседей опрашивать «вы не видели кто вещи вывозил» — не будет, устанавливать тайное наблюдение за квартирой ответчика «а вдруг он вещи обратно понесет» — не будет.
Будет так: — «ответчик, вещи у вас?» — «нет, их истица забрала, когда уезжала, все она гонит». «Истица, вы можете доказать, что вещи у ответчика?» — «А-эээ-я не забирала, он врет». «Суд удаляется на совещание» «В иске отказать».
Понятие судебных доказательств
Некоторые авторы рассматривают судебные доказательства только как известные факты, с помощью которых возможно установление неизвестных искомых фактов. Судебным доказательством, считал С.В. Курылев, является факт, полученный из предусмотренных законом источников и предусмотренным законом способом, находящийся с искомым в судебном процессе фактом в определенной связи, благодаря которой он может служить средством установления объективной истинности искомого факта.
Фактические данные- логическое ядро судебных доказательств, так как они сообщаются суду в виде суждений о фактах, т.е. в виде логических категорий. Например, показания свидетеля о фактах приобретают форму логических суждений. При характеристике фактических данных как содержания судебных доказательств нельзя не учитывать неоднородности получаемой информации в том смысле, что прямое доказательство информирует судей непосредственно о главном юридическом факте, косвенное — о факте побочном, из которого только затем можно будет прийти к выводу о главном.
Процессуальный закон (ч. 2 ст. 49 ГПК)
Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде
в котором Верховный суд допускает возможность вести и использовать в качестве доказательства в суде тайную диктофонную запись, если ее содержание затрагивает права и интересы участника беседы.
Это не означает, что запись приватного разговора, о котором не знает вторая сторона, можно распространять любыми способами. Также недопустимо записывать разговоры, которые не относятся лично к тому, кто ведет запись. Такие действия являются уголовно наказуемыми.
Речь лишь о возможности использовать запись в суде. Например, грубым нарушением прав и недопустимым доказательством будет тайная запись рассказа о содержании авторской методики педагога или запись беседы с родителем, который упоминает подробности семейной жизни. Недопустимо тайно оставлять диктофон в помещении, где могут вестись разговоры на любые темы.