Оглавление:
Система преступлений и наказаний по стефану душану
Среди них первенствовал Дубровник. Признание Дубровником чужестранной власти (до 1205 г. — Византийской империи, потом Венеции и с 1358 г.
— Венгерско-Хорватского королевства) не помешало складыванию здесь строя аристократической республики. Реальную власть сосредоточила в своих руках городская верхушка, управлявшая городом через посредство системы политических убеждений: Большого веча — законодательного органа; Сената, которому принадлежала исполнительная власть; и Малого веча, наблюдавшего за деятельностью князя, который стоял во главе администрации. У сербских племен формирование классовых отношений шло замедленно по сравнению с соседними землями.
Немаловажную роль в этом сыграли природные условия. Гористый рельеф поддерживал разобщенность жуп (объединений нескольких сельских общин), способствовал консервации родовых пережитков, часть из которых в глухих горных районах уцелеет вплоть до XX в.
Источники сербского феодального права
Также получил широкое распространение сборник норм византийского церковного и светского права — «Номоканон».
Сербская редакция «Номоканона» была составлена в 1219 г. представителями правящей династии Неманичей — сербским епископом Саввой и его братом, королем Сербии Стефаном Первовенчанным. Поэтому сербский перевод «Номоканона» стал известен также как «Законник Святого Саввы», а в историю славянского права он вошел под названием «Кормчая книга».
Этот правовой памятник рассматривается исследователями как первый отечественный сербский свод законов. По своим масштабам и значению «Кормчая книга» вполне сопоставима с английской «Великой Хартией вольностей» (1215 г.) и другими европейскими законами, гарантирующими права личности. В XIV в. появилась сербская редакция еще одного византийского правового источника — «Синтагмы Матвея Властаря».
Законник» Стефана Душана
« (205 ст.) в основной своей части был принят по инициативе сословного собора в 1349 г.
В 1354 г. к тексту были сделаны дополнения.
Позднее добавились несколько десятков статей – в основном правил судопроизводства – из разных законодательных источников разного времени.
Во многих вопросах «Законник» ориентировался на византийское церковное право «Номоканона» и «Синтагмы» (особенно в ст. 1 – 28). Но основное содержание отразило своеобразные институты сословного строя Сербии и жесткую правовую политику властителей государства-«деспотовины». Влияние византийской публично-правовой традиции сказалось на том, что относительно подробно были изложены права и полномочия монарха.
Оговаривалось исключительное право царя строить крепости в государстве. Государь имел право на особый сбор со своих вассалов на свадьбу сына.
властью. Как и др. законодат. акты феод. эпохи, З. С. Д. устанавливал за одни и те же преступления повышенные наказания для крестьян и пониженные для феодалов. Он определял категории крестьян, устанавливая единые нормы их повинностей феодалам.
Много внимания З. С. Д. уделяет порядку суд. процесса, защите православной церкви и ее институтов гос-вом (наказание еретиков, запрет католич. пропаганды, обязат. церк. брак и др.).
З. С. Д. действовал на всей терр. обширного серб. гос-ва, включившего при Стефане Душане в свой состав отвоеванные у Византии Македонию, Албанию, Эпир, Фессалию. Публ. Зигель Р. Законник Стефана Душана, СПБ, 1872; Новаковиh C.
Законик Стефана Душана цара српског 1349 и 1354, Београд, 1898; Законик цара Стефана Душана 1349 и 1354, Београд, 1960.
Время Законника Стефана Душана THE ERA OF DUŠAN’S CODE Текст научной статьи по специальности — Государство и право
The scarce evidence about the application of the Code has been preserved in some charters issued by the emperors Dušan and Uroš, but since the 15th century the only evidence about its application is found in its new copies or the changes in its structure and in the phrasing of certain stipulations. The producing of copies similar to the original version continued simultaneously with the revisions of Dušan’s Code, with all sharing a single trait: the coalescence of Dušan’s Code with its codicological environment, whose first and fixed layer included the Abbreviated Syntagma of Matthew Blastares and so called Justinian’s Code.
Along with these, other ecclesiastical-legal compositions were also copied, which suggest that the extant copies of Dušan’s Code were used in ecclesiastical courts or for the clergy’s everyday service needs.